Краеведение Приморского края

Главная |  Форум |  Фото |  Топонимы |  Книги скачать (526 шт.) |  Книги купить |  Канал на YouTube


Контакты: kraeved.info@yandex.ru



Архив

Все статьи (654)



Шкотово: дорога из прошлого в будущее

Добавлена: 04.01.2015 | Просмотров: 7799


Колягин В.В. Шкотово: дорога из прошлого в будущее. Часть 1. – Владивосток, 2012. – 324 с. Размер файла: 83,7 Мб, формат: djvu, скачать.

Книга Владимира Васильевича Колягина, Почетного члена Русского Географического общества рассказывает об истории заселения Шкотовского района Приморского края, о жизни переселенцев начиная с конца 18 века до 2-й половины 20 века. Адресована краеведам и всем, кто интересуется историей Приморского края.

Тэги: история, Шкотовский район, книга (скачать)


Комментарии (19)




№1 Дата: 29.01.2015 Добавил: Юрий Машков (гость)

Что касается содержания, то здесь масса ошибок, зачастую просто удивительных. Один пример. Колхоз в Петровке (зачем в книге про Шкотово написано про Петровку? Совсем не по теме) назван "Колхоз Краснознамённой Новгородской дивизии (КНД)". Но он в действительности назывался колхозом имени Нижегородской Краснознамённой дивизии (НКД).


№2 Дата: 29.01.2015 Добавил: Дзюба (гость)

Даже бюджетные казённые историки любят фантазировать, и даже сама Чернолуцкая обозвала этот колхозец в селе Петровка Шкотовского района после 1945 года не иначе как "им. НКВД". Хотя и со ссылкой аж на ГАРФ.

См. с. 422, ссылка 188 на с. 478
http://kraeved.info/index.php?id=160#129


№3 Дата: 30.01.2015 Добавил: Юрий Машков (гость)

Да, было такое, читал у Чернолуцкой.


№4 Дата: 23.09.2015 Добавил: Юрий Машков (гость)

Отзыв на книгу В.В. Колягина «Шкотово: из прошлого в будущее»


Автор книги, сам уроженец Шкотово, вероятно, изложил на её страницах всё, что знал о своей малой родине. Всё, что знал и, что узнал за долгие годы исследований. Впрочем, рассказами о Шкотово книга не исчерпывается. Автор постоянно перескакивает на рассказы о других сёлах района. Тем самым цельность и последовательность повествования совершенно нарушается. Это не украшает текст. Это первая особенность и литературный недостаток книги.

Книга анонсирована как краеведческое издание. Значит – издание научное. Всё же краеведение (комплексное описание территории) – это наука. Между тем, произведение крайне сильно беллетризовано. Правильнее было бы назвать его романом-исследованием. Автор подробно излагает жизнь жителей Шкотово и всего района, начиная с середины 19 века и по 1970-е годы. Хуже того, он излагает содержание бесед между собой чиновников, крестьян между собой, крестьян со своими жёнами, крестьян за выпивкой возле костра и т. д. Описывает и то, что они, например, пили и чем закусывали. Совершенно ясно, что всё это плод фантазии автора, уместный только лишь в художественном произведении.

Неудивительно, что профессиональные историки с иронией и недоверием относятся к исследованиям краеведов. Если не иронизируют в печати, то совершенно не прибегают к цитированию их трудов. И виноват в этом, в том числе, и такой вот разгул фантазии некоторых краеведов.

По ходу чтения книги родилась и масса замечаний по поводу фактических ошибок книги.

Стр.3. Цитата: « На юге Приморья, где сейчас расположен Шкотовский район, в 18 веке стояла глухая тайга, в которой обитали кочевые народы, известные в наши дни, как гольды, тазы, нанайцы, орочи и др.».

Гольды и нанайцы – одна и та же народность. Гольды – название устаревшее, неизвестное в наши дни. На территории Шкотовского района они не жили, так же как и орочи.

Стр. 23. Здесь автор утверждает, что своё название с. Шкотово получило в 1870 г. после получения известия о кончине Н. Я. Шкота. До этого поселение называлось «Цемухинская слобода».

Год основания Шкотово – 1865. Н.М. Пржевальский, путешествуя по Уссурийскому краю, в 1867 г. посетил селение, название которого указал в своих записях как «деревня Шкотова». Судя по всему, оба эти названия: Шкотово и селение Цемухинское существовали параллельно, с основания села и, вероятно, на протяжении около 40 лет.

Стр. 32. Цитата: «Такие статьи (статьи в журнале «Морской сборник» о переносе главного порта Тихого океана из Николаевска-на-Амуре – Ю.М.) обсуждались в кругах военно-морского руководства обоих портов (Ольги и Владивостока – Ю.М.) вступивших в соперничество. За ходом спора в первую очередь следили жители Шкотово, больше других заинтересованные в том, чтобы всё оставалось в рамках старых решений».

Жители Шкотово – полуграмотные и неграмотные русские крестьяне не могли выписывать из Петербурга и читать журнал «Морской сборник».

Стр. 62. Утверждается, что падь Кучелиновая называется так по фамилии владивостокского предпринимателя Кучелинова, который держал в этой пади дегтярный завод.

В действительности падь названа по имени китайца Ко чу-лина, чья фанза стояла в этой пади. Первоначальное русское «падь Кочулина» затем трансформировалось в падь Кучелинова. Владивостокский предприниматель Кучелинов – это вымысел автора.

Стр. 66 и 72. Указано время строительства Артёмовского гидроузла – 1956 год, вторая половина 1950-х гг.

В действительности подготовительные работы начались в 1968 году.

Стр. 67. Указана должность Т. Ф. Штыкова на Волховском фронте – заместитель командующего фронтом по политической части.

Такой должности в РККА не существовало. Т. Ф. Штыков был Первым членом Военного совета фронта.

Стр. 73. Указано название гидроузла – «Штыковский».

В действительности – Артёмовский.

Стр.73. Указано название страны – «Венгерская социалистическая республика».

В действительности – Венгерская народная республика.

Стр. 94. Д. Г. Федичкин – известный советский разведчик, назван «одним из руководителей советской контрразведки того времени», т.е. 1-й половины 1930-х годов.

Д.Г. Федичкин не служил в контрразведке. Он был разведчиком, однако и разведкой не руководил.

Стр. 97. Цитата: «В конце второй половины 20 века, когда из Казахстана в Приморье начали возвращаться корейцы….» (имеются в виду корейцы выселенные в 1937 г. – Ю.М.).

Корейцы, пожелавшие вернуться в Приморье, сделали это в середине 1950-х гг.

Стр. 101. Цитата: «Многоудобное, называвшееся изначально Великоудобным…»

Этого не было.

Стр. 101. Цитата: «На рубеже 19 и 20 веков в Приморье стали переселяться украинцы из Киевской и Полтавской губерний. В Шкотовском районе они основали Новомоскву и Нововасильковку…»

Д. Новомосква была основана переселенцами из Тульской губернии, д. Нововасильково – переселенцами из Волынской губернии.

Стр. 108. Цитата: «Однажды, в 1870 г., он стал свидетелем, как казаки из команды Николая Михайловича Пржевальского, путешествовавшего по Приморью, набирали в ёмкости воду из Ключика, утверждая, что лучшей воды в пути следования они вряд ли смогут найти».

Выше уже указывалось, что Н.М. Пржевальский проходил Шкотово в 1867 г., именно 6 ноября. Вся «команда» путешественника состояла из 4 человек. Никаких казаков среди них не было. Было 2 солдата.

Стр. 109. Цитата: «С радостью в голосе и с лёгкой грустью в душе Борис Александрович (Неунылов – Ю.М.) рассказал академикам Андрею Петровичу Капице, Алексею Викторовичу Жирмунскому, Юрию Валерьевичу Гагаринскому, Екатерине Александровне Радкевич, Георгию Борисовичу Елякову, Николаю Григорьевичу Васильеву….».

Здесь перечислены руководители создающегося тогда, в 1970 г., Дальневосточного научного центра. Но среди них не было ни одного академика.

Стр. 133. Цитата: «Пять лет Сенкевич возглавлял врачебный пункт».

Речь здесь идёт о Петровке, в которой А. А. Сенкевич, якобы 5 лет возглавлял врачебный пункт. Но А. А. Сенкевич жил в Петровке, в 1918-1919 гг., очевидно около 7 месяцев и работал учителем.

Стр. 135 – 136. Здесь описывается создание Петровского партизанского отряда. По оригинальной версии автора он возник в 1917 г. после того, как декретом Временного правительства из тюрем были выпущены политические и уголовные преступники. Их было так много, что они стали грабить крестьян Петровки. Тогда петровцы и создали отряд самообороны, командовать которым пригласили В. П. Сосиновича. Уже потом, в 1919 г. этот отряд стал партизанским и переключился на борьбу с белогвардейцами и интервентами.

Это подлинное «открытие» в историографии. Правда, действительности не соответствующее. Петровский партизанский отряд был создан в начале 1919 г. именно для борьбы с колчаковцами. В него входили не только жители Петровки, но и жители всех деревень Петровской волости. А В. П. Сосинович в 1917 г. служил в армии, а потом, после демобилизации, с весны 1917 г. работал учителем на Сучанском руднике.

Стр. 137. Цитата: «В результате в 1921 и 1922 годах отряд Сосиновича….» и т.д.

В 1921 и 1922 гг. отряда Сосиновича не существовало.

Стр. 134. Перечисляются сёла Петровской волости и в их числе село Эстляндия.

Такого села не существовало.

Стр. 156. Упоминается о создании в Петровске весной 1930 г. колхоза имени КНД (Краснознамённой Новгородской дивизии). На стр. 187 – 188 о колхозе целый очерк.

В действительности колхоз был создан в Петровке в 1934 г. Он реорганизовался из коммуны имени НКД (Нижегородской Краснознамённой дивизии) и принял её имя.

Стр. 160. Описывается гибель (без указания даты) в Колодезной пади П. М. Русанова – заместителя командира отряда ОГПУ из числа общественников (общественных помощников).

П.М. Русанов погиб 7 мая 1930 г. близ с. Нововасильково. События в Колодезной пади происходили в апреле 1930 г. и неизвестно участвовал ли в отряде ОГПУ Русанов.

Стр. 168. Цитата: «Похоронили Андрея Альфредовича с почестями на окраине первого шкотовского кладбища рядом с братской могилой партизан, погибших в 1920 году во время провокационного выступления интервентов и ещё со свежими могилами Сосиновича и его товарищей».

«Братская могила партизан» находится на другом кладбище – на бывшем военном, ныне общепоселковом. Свежей могилы Сосиновича и его товарищей ещё не было – они в день похорон А. А. Зальпе были ещё живы и, возможно, участвовали в похоронах.

Стр. 172 – 173. Излагается версия убийства в 1930 г. (без указания даты) на хуторе Буренка красноармейца Нефёдова.

Старшина – пограничник Т. Нефёдов в действительности был убит 16 августа 1932 г. близ с. Нововасильково.

Стр. 176 – 177. Излагается участие оперативника ОГПУ А. Ф. Хортова в ликвидации в 1930 г. банды Куксенко.

В 1930 г. А. Ф. Хортов работал на лесозаготовках на р. Великая Кема в Тернейском районе.

Стр. 185 – 186. Упоминается «начальник Владивостокского отдела ОГПУ Я. С. Визель», руководивший в 1932 г. борьбой с бандой Бондаренко – Куксенко.

Вероятно, имеется в виду Владивостокское окружное управление ОГПУ. Им в 1932 г. руководил Николай Андреевич Загвоздин. Яков Савельевич Визель стал начальником уже Приморского областного управления ОГПУ в сентябре 1933 г.

Стр. 206. Пишется, что село Смяличи «просуществовало очень короткое время. Его жители в разные годы переселились в Петровку, Романовку, Новонежино, Стеклянуху».

Село Смяличи, основанное в 1907 году, существует до сих пор.

Стр. 225. Цитата: «К сожалению, этот колхозный сад (в Шкотово – Ю. М.) был списан и уничтожен, как нерентабельный в период, когда страной управлял Никита Сергеевич Хрущёв. Желая повысить уровень экономики Советского Союза, он обложил все фруктовые сады СССР высочайшим налогом».

Никогда в СССР не существовало налога на сады. В конце 1940-х и в 1950-е годы сады в колхозах как раз закладывались миллионами гектаров. Это были годы расцвета садоводства.

Стр. 230. Здесь излагается версия появления могилы на окраине сельского кладбища, ныне известной как могила жертв белогвардейского террора. По версии автора, здесь в 1923 г. были перезахоронены красноармейцы, взятые в плен в 1918 г. на Восточном фронте и вывезенные в т.н. «эшелоне смерти» (этого названия автор, впрочем, не использует) на Дальний Восток, в том числе в Шкотово. Часть из них умерла, и первоначально их похоронили, причём небрежно, в мелких могилах, на военном кладбище.

В действительности, в упомянутой могиле похоронены в марте 1920 г. узники белогвардейской тюрьмы шкотовского гарнизона. Они расстреливались постепенно в течение 1918 – 1919 гг. у подножия сопки, на гарнизонном стрельбище. После расстрела бросались на месте.

Стр. 232. Цитата: «Спустя много десятилетий (после гражданской войны – Ю. М.) в Советском Союзе стало известно, что партия большевиков, руководствуясь учением Маркса и «успехами военного коммунизма», действительно готовилась к переходу на полный товарообмен, а потом вдруг почему-то отказалась от этого. И, как знать, может колчаковская пропаганда удержала Владимира Ильича от этого явно ошибочного шага».

Ахинея какая-то !

Стр. 254. Здесь А. Ф. Хортов назван заместителем председателя исполкома. Речь идёт о 1939 годе.

В 1939 г. А. Ф. Хортов был заместителем директора Шкотовской МТС.

Стр. 299. Утверждается, что возле переезда находится братская могила солдат 1-го Дальневосточного Советского полка. Это вопреки тому, что было написано на стр.230 (см. выше). Причём это утверждение вложено в уста жителя Шкотово Иннокентия Петровича Арзамазова.

Упомянутая братская могила находится на бывшем военном, а ныне на поселковом кладбище на Западной улице.

На стр. 290 – 316 пишется о пребывании 355 отдельного батальона морской пехоты в Шкотово. Пишется очень подробно, с указанием массы деталей. В. В. Колягин пишет, что батальон был создан в феврале 1945 г. (в действительности в марте 1943 г.). В связи с тем, что места в гарнизоне для него не было, одна рота расположилась в брошенном бараке на ул. Зальпе, другая – на берегу бухты в полуразрушенном здании, служившем когда-то жильём для рыбацкой артели. Часть десантников разместили в палатках. Прямо в центре села, на склоне горы, отделявшей гарнизон от улицы Горького, был оборудован учебный полигон. Подробно излагается содержание бесед замполита М. И. Кочеткова с краснофлотцами, причём указывается на такой недостаток замполита, как постоянное заглядывание в конспект. Делается важное и единственное в своём роде «открытие» в истории военного искусства: оказывается, батальон тактические занятия проводил по пособию, составленному на основе труда немецкого военного теоретика начала 19 века К. Клаузевица «О войне». (Вообще-то во все времена и во всех армиях войска учатся тактике по уставам. Видел ли автор книгу К. Клаузевица? Эта книга – теоретический труд о законах вооружённой борьбы. На её основе невозможно создать пособий по тактике).

Немало страниц уделено описанию боёв в Сейсине, в которых участвовал 355 ОБМП, что вовсе выходит за рамки темы книги.

И вот встаёт такой вопрос: а надо ли как-то комментировать эту часть книги, если известно, что 355 отдельный батальон морской пехоты в Шкотово никогда не стоял? Размещался он с марта 1943 г. в с. Промысловка. И вовсе не в полуразрушенных бараках на берегу бухты, а в капитальных казармах.

История батальона очень подробно изучена исследователями из г. Фокино. Они давно выявили и те казармы, в которых размещался батальон. Управление батальона находилось в здании, ныне занимаемом штабом Приморской флотилии, а личный состав жил в казармах, ныне используемых под военно-морской госпиталь. И чего стоят после этого красочные описания жизни и боевой учёбы батальона в Шкотово?


№5 Дата: 10.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

Это не отзыв,а критика. Книга Колягина заслуживает высокой оценки, да в ней есть некоторый вымысел, но автор и не скрывал этого, если бы Ю.Машков был на призентации книги, то услышал бы, что автор сказал,- книга не является учебным пособием.Когда читаешь главы книги, в которых происходит общение между людьми, понимаешь, что они написаны достойным человеком с большим жизненным опытом.Хочется выразить большую благодарность Владимиру Васильевичу Колягину за столь нужную для района книгу, которая для краеведов района является основополагающей.В книги заданы направления, в которых необходимо продолжать работу.


№6 Дата: 10.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

Юрий, Федичкин возглавлял отдел контрразведки об этом можно прочитать по ссылке www.chekist.ru/article/938


№7 Дата: 10.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

По поводу полуграмотных крестьян. Здесь строго судить автора нет необходимости. Глава написана так, что событие о признании Владивостока главным портом не остается незамеченным.Ведь в самом деле, дальнейшая судьба села зависела от этого события.А как это обсуждалось в Шкотово не столь важно, но автор смог увязать это событие с конкретными жителями села, проживающими на тот момент в Шкотово.


№8 Дата: 10.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

О 355 батальоне автор писал ничего не выдумывая, это его личные воспоминания о пребывании этого подразделения в Шкотово.


№9 Дата: 10.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

О братской могиле воинов 1- го Дальневосточного полка на странице 299, можно считать опечаткой, те кто читали книгу поняли о чем идет речь.


№10 Дата: 11.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

По поводу гольдов, насколько это слово устаревшее,если внимательно читать рассказ Арсеньева В.К. Дерсу Узала , то при встрече Дерсу назвал себя гольдом.Это ошибка автора?


№11 Дата: 11.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

Утверждение Ю.Машкова, о том что Пржевальский, описывая свое путешествие 1867 года, упоминает Шкотово, можно объяснить тем, что книга была издана в 1870 году, в год смерти Шкота, автор мог знать, что село уже названо Шкотово.


№12 Дата: 11.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

Юрий, в каком документе написано про Ко Чу Лина?


№13 Дата: 21.03.2016 Добавил: Дмитрий (гость)

> Утверждение Ю.Машкова, о том что Пржевальский, описывая свое путешествие 1867 года, упоминает Шкотово, можно объяснить тем, что книга была издана в 1870 году, в год смерти Шкота, автор мог знать, что село уже названо Шкотово.

Дубровин Н.Ф. в биографическом очерке о Н.М. Пржевальском пишет, что книга была готова в начале августе 1870 года, а в середине августа он был уже в Смоленске (4 сентября в Москве) по пути в Китай.


№14 Дата: 21.03.2016 Добавил: Дмитрий (гость)

Также деревня Шкотова упоминается в Пржевальский Н.М. Уссурийский край // Вестник Европы. — 1870. — Т. 3, № 5 (май).

На основании этого можно сделать вывод, что название села со смертью Н.Я. Шкота связано никак.


№15 Дата: 24.03.2016 Добавил: Анатолий (гость)

Спасибо Дмитрий, Шкот умер 1 сентября 1870 года, если статья была уже в мае то то можно сделать вывод, что село уже было названо до появления в нем Пржевальского.


№16 Дата: 24.05.2016 Добавил: Рина (гость)

Достаточно дойти до сто.6. Далее можно читать как художественный вымысел. Почему то, правда, автор использует реальные имена исторических личностей. Если трактовка слова манзы еще может быть просто не принята во внимание – то история о том, как НН Муравьев доказал судоходность Амура на всем протяжении и то, что Сахалин является островом, вызывает .... не знаю, как сказать. То ли автор не знает про Невельского, то ли просто решил пренебречь именем этого великого человека и приписал его заслуги другому великому человеку, которому это бы не понравилось. Причем эта информация в свободном доступе, в Википедии в т.ч. читать это произведение дальше не рекомендовала бы. Кстати, дальше полно нестыковок, указывали на них выше, и кроме указанных их достаточно. Короче говоря, адепты, смотрите фильм Город Зеро.


№17 Дата: 25.05.2016 Добавил: Ринат из Шкотова (гость)

Я почему то, правда, дошёл до сто.6, но не знаю, как сказать, то ли мне надо посмотреть фильм Город Зеро, то ли приобрести очки для близи, то ли подучить руский изык, то ли стать адептом х з чиво.


№18 Дата: 08.08.2016 Добавил: Елена (гость)

К сожалению ошибок много. Например, "Жизнь переселенцев в низовьях Амура
В августе 1860 года на нижнем Амуре высадились первые партии переселенцев из Забайкалья, Вятской, Воронежской, Пермской и Тамбовской губерний. Среди них находились и те, кому суждено было стать основателями современного Шкотова. Прибывших расселили в низовьях Амура от Хабаровки
до Николаевска. .." Год назад я подняла архивные документы по своим предкам, основателям Шкотово, тем самым первым переселенцам с Низовьев Амура и выяснила, что прибыли они туда в 1855 году Вторым сплавом. Примеров можно привести много. О моем прадеде сказано, что он был выдворен из Шкотово в конце 19 века и в скором времени умер. А выписки из Метрических книг говорят, что в 1920 году он жил в Шкотово и принимал активное участие в жизни села.


№19 Дата: 19.03.2017 Добавил: Такого села не существовало и фсё тут (гость)

№4 Дата: 23.09.2015 Добавил: Юрий Машков (гость)
Отзыв на книгу В.В. Колягина «Шкотово: из прошлого в будущее»
Стр. 134. Перечисляются сёла Петровской волости и в их числе село Эстляндия.
Такого села не существовало.
----------------------------

1902 год. Сучанский участок. Цемухинская волость.
Эстляндское. Год образования 1899. Дворов 22. Душ 161.


1908 год. Цемухинская волость.
Эстляндское. Число душ по вычислению 138.

Карта (составленная до 1909 года) на которой обозначено и указано "Эстляндская".

1910 год. Ольгинский уезд, Петровская волость.
Эстляндская. Число жителей обоего пола 435.

РГИА ДВ, Ф. 1, Оп. 4, Д. 2173, лл. 8 об, 9.
Ф. 2, Оп. 1, Д. 1931, лл. 104 об, 105, 134, 143.


Ваше имя (не обязательно, на кириллице)


Текст (не более 25000 знаков)


Cтoлицa Приморья? (защита от спама, выберите правильный ответ)




Поиск по сайту

ПрограммыСкачать программу для чтения файлов: djvu, pdf

Поиск статей по тэгу

Топонимический словарь Приморья• Все топонимы (853 шт.)
Все комментарии (314 шт.) 28.04.2018

Новые комменты к статьям469) 16.05.2018 Маршруты А.Ф. Будищева по Приморскому краю
468) 15.05.2018 Империалистическая интервенция на советском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.)
467) 15.05.2018 Маршруты А.Ф. Будищева по Приморскому краю
466) 15.05.2018 Маршруты А.Ф. Будищева по Приморскому краю
465) 15.05.2018 Маршруты А.Ф. Будищева по Приморскому краю


Остальные комменты (открыть/скрыть)


Новые сообщения на форумеРепрессии в Приморье Admin 2 дн 24 ч назад
Общество изучения Амурского края Admin 19.05.2018
Общество изучения Амурского края Admin 19.05.2018
Общество изучения Амурского края Admin 19.05.2018
Репрессии в Приморье Копчёные колбасы. Сыры. Икра. Фрукты. Шоколад. Вина. Коньяк... 03.02.2018
Листая старые газеты Admin 19.01.2018
Листая старые газеты Ахтырцев Александр Сергеевич 18.01.2018
Листая старые газеты Ахтырцев Александр Сергеевич 18.01.2018

Галерея
11 мин 32 с назад

Просмотренные фото
№70

Случайное фото
№1702

Новые фото
№70

Популярные фото
© 2013-2018 Kraeved.info